Павел Лиссов (lissov) wrote,
Павел Лиссов
lissov

Category:

Импорт автомобиля в Австрию из Украины

Написано и отредактировано моей любимой женой:

Вот наконец и настал долгожданный момент, когда в руках у нас две прямоугольные металлические таблички, бумажная желтая книжечка+зеленая пластиковая карточка и прямоугольно-закругленная наклейка. :)

Согласно австрийскому законодательству, при переезде в Австрию по визе, отличной от туристической, с долгосрочным пребыванием (ВНЖ,ПМЖ) и, соответственно, с пропиской (регистрацией) владельца по Hauptwohnsitz (основное место жительства), автомобиль необходимо перерегистрировать в течение месяца. Иногда этот срок может быть продлен еще на месяц, но не более одного раза. На практике действует принцип "инициировать процесс в указанные сроки", т.к. есть объективные моменты, на которые повлиять не удается, как, например, очередь на оформление того или иного документа.

Наша виза (Rot-Weiß-Rot Karte) как раз и является ВНЖ, соответственно необходимо было определиться, забираем мы автомобиль с собой или продаем в Украине. Решение перевезти с собой автомобиль и перерегистрировать его в Австрии было принято нами без сомнений, т.к. нашу машинку мы купили буквально перед тем, как получили предложение о работе, за 5 месяцев до фактического переезда с учетом офомления виз, и отказаться от нее просто не смогли. К тому же, навалились бы еще и дополнительные хлопоты по продаже. 
Перед переездом читали информацию на официальных сайтах help.gv.at и oeamtc.at, гуглили опыт первопроходцев и даже писали и-мейлы в официальные австрийские учреждения. Появилось некоторое, однако нечеткое, осознание основных шагов, которые необходимо было предпринять. Дело усложнялось тем, что формальности, описанные в законе, были не совсем понятны, а простого алгоритма действий на "человеческом" (не-юридическом) языке толком никто дать не мог, показания служащих тех самых учреждений были путанными, а порой даже противоречивыми.
Надо сказать, что наиболее полную практическую информацию в простом изложении почерпнули именно на форуме russianaustria, однако в нашем случае было довольно много различий. Ну, обо всем по порядку.


Таможенное оформление ввозимого имущества

Ввоз и перерегистрация автомобиля подразумевает под собой также уплату таможенных налогов: Zollabgabe, в размере 10%, и Einfuhrumsatzsteuer, в размере 20% стоимости автомобиля. Однако существует возможность оформить автомобиль в качестве импортируемого личного имущества (Übersiedlungsgut), освобождаемого от уплаты налогов. В этом случае действует запрет на отчуждение и продажу автомобиля в течение года, а также должно соблюдаться условие по использованию автомобиля в тех же целях, что и раньше (т.е. для личного пользования, а не в такси, доставке и т.п.).

Для этого необходимо, чтобы автомобиль имел пробег не менее 6000 км и находился в собственности заявителя не менее полугода по месту предыдущего "основного места жительства" на территории иностранного государства (в нашем случае - в Украине). 
!Внимание: считается не время пребывания автомобиля за пределами Австрии, а время от покупки автомобиля на родине до момента, когда владелец (заявитель на оформление Übersiedlungsgut) был зарегистрирован (получил так называемый Meldezettel, Meldebestätigung) в Австрии с Hauptwohnsitz. Нам не хватало буквально пары недель, поэтому пришлось вначале зарегистрироваться с Nebenwohnsitz, имеющим свои ограничения в других сферах жизни в Австрии, но прекрасно сработавшим в данном случае.

Несмотря на то, что оба вышеупомянутых официальных сайта утверждают, что какие-то формальности необходимо соблюсти уже на границе с Австрией (в случае перевоза автомобиля с Украины - с первой страной Евросоюза), мы никак не заявляли автомобиль для какого-либо таможенного оформления, соответственно и формуляров тоже не заполняли. Прошли границу спокойно как обычные туристы. Все необходимое делали уже на месте, в Вене, конкретно - здесь.

Необходимые документы:
1. Формуляр ZBefr 2a  (английский вариант ZBefr 2a). Если вдруг прямая ссылка не работает - задать в поиске.
2. Документы на автомобиль: техпаспорт, контракт на покупку, счет-фактура.
3. Meldezettel.
4. Личные документы заявителя: паспорт, виза.

Поскольку это было первое посещение таможни, больше чтобы спросить, что же нужно, контракт и счет были не переведенными, на украинском языке. Спасибо сотруднику таможни, отксерил и принял их так. :) Потом, узнав, сколько стоит перевод документов в Вене, мы перевели сами, причем везде обошлись только счетом-фактурой. И хорошо, что так получилось, потому что в Украине мы бы отдали на перевод весь контракт с упоминанием всех обязательств каждой из сторон.. и это бы тоже стоило дорого.

В результате получили справку - Bescheid с зелеными печатями. С ней необходимо было поехать в другую таможню и там обязательно предъявить автомобиль. 

На месте после расспросов сотрудники таможни нас отправили в фирму MUNDUS Spedition GmbH, где их коллега посмотрел Bescheid, спросил, через какой КПП машина въезжала на территорию Евросоюза, дал заполнить небольшую анкету и попросил заехать на парковку на территории таможни на указанное им место. При въезде охранник выдал желтый листик - временный пропуск, который мы занесли обратно, - и за час и 120 евро была готова еще одна бумага в виде анкеты с данными автомобиля и пометкой об оформлении Übersiedlungsgut. На последней странице Bescheid'a появилась еще одна зеленая печать. Желтый пропуск с отметкой сотрудника фирмы MUNDUS послужил правом на выезд с парковки таможни.
В первой таможне несколько раз акцентировалось внимание на том, что нужно ехать обязательно с автомобилем, и за тот час, пока мы ждали, сотрудник явно ходил на парковку и сверял данные автомобиля (скорее всего - VIN-code и номера, т.к. ходил он без нас и машину ему никто не открывал).
Еще у нас с собой были все те же документы, что и в списке для первой таможни, но уже не помню, проверял ли он что-то еще дополнительно (кажется, только паспорт). Также мы были еще раз предупреждены о запрете на продажу в течение года - иначе придется заплатить 30%.


Technisches Datenblatt

Этот документ понадобится на следующем этапе оформления (Typisierung), поэтому о нем стоит рассказать отдельно.

Выдает его генеральный импортер автомобилей в Австрии (список). Теоретически, этот документ можно получить также в официальном представительстве производителя на родине, но мы не стали этого делать, чтобы быть точно уверенными в правильности формы, да и чтобы не возиться с переводом.

Из интересного: в переписке по имейлу автосалоны VW Вены назвали стоимость 180 евро, однако главный офис Porsche Austria GmbH & Co (импортера VW) находится в Зальцбурге, у них это стоит 120 евро. Понадобилось просто отправить сканы паспорта и документов на машину - и меньше чем через неделю конверт был у нас в руках (доставка почтой с оплатой при получении).


Проверка технических характеристик автомобиля (Typisierung)

Для получения разрешения на эксплуатацию автомобиля в пределах Евросоюза необходимо провести проверку его технических характеристик (Typisierung). Этим занимаются так называемые технические станции (Technische Prüfstelle), найти контакты которых в соответствующем городе можно здесь. Если говорить о Вене, то для всех районов выдается только одна станция, и для импортируемых автомобилей такая процедура проводится только на ней ("Umgebaute und importierte Fahrzeuge werden direkt von der Prüfstelle genehmigt.").
Насколько я понимаю, для дальнейших плановых техосмотров можно обращаться в другие авторизованные станции города ("Für die regelmäßige Pickerl-Überprüfung kooperiert die Wiener Landesfahrzeugprüfstelle mit 500 ausgewählten privaten Werkstätten.").

Первое посещение Prüfstelle необходимо для того, чтобы получить термин для собственно проверки (Vorführung), ждать придется около 3-4 недель. 
Необходимые документы:
1. Доказательство собственности: контракт на покупку, счет-фактура (техпаспорт остается на руках, но его обязательно нужно взять на проверку автомобиля при втором посещении).
2. Technisches Datenblatt.
3. Формуляр  - заполнять нужно только данные о заявителе и автомобиле (в первых двух табличках), а также отметить Typisierung, поставить дату и подпись. Технические данные будут заполнены специалистом после осмотра автомобиля.
4. Meldezettel.
5. Документы с таможни.
6. Личные документы заявителя: паспорт, виза.
Фотографии авто делают на месте сами сотрудники.
Стоимость проверки - около 160 евро (с нас взяли 154).

Собственно проверка проходит на нескольких стендах, где измеряются различные показатели. 
!Внимание: для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем ставить на автомобиль шины и диски разных размеров, необходимо, чтобы это было прописано либо в инструкции к автомобилю, либо на одной из "технических наклеек" на нем, или иметь бумагу от официального дилера с указанием допустимых размеров. Иначе в техпаспорт будут внесены типоразмеры, установленные в данный момент на автомобиле (т.к. можно все замерить и подтвердить их допустимость), для внесения других (например, для зимнего либо летнего комплекта) придется приезжать еще раз, т.к. эксплуатация с другими характеристиками формально не разрешена.
В нашей инструкции к автомобилю написано "все размеры, допустимые производителем", а сами конкретные размеры можно найти только на сайте.. Хорошо, что у нас параметры летних и зимних комплектов совпадают, поэтому вписание только одного размера не вызвало дополнительных проблем.
 
Где-то через полтора часа мы получили Einzelgenehmigung, который состоит из странички с данными заявителя (владельца), таблицы характеристик автомобиля и распечатки его фото. Все это подшито в красивую папочку от МА 46. Украинский техпаспорт тоже вернули, в целости и сохранности.
Не забудьте попросить обратно таможенные документы. Technisches Datenblatt нам не отдали, но он больше нигде и не понадобился.

Самый главный документ начиная с этого этапа и до окончательной регистрации автомобиля - Einzelgenehmigung, что в своем роде является временным техпаспортом.


Оплата NoVA

NoVA  (Normverbrauchsabgabe) - налог, который единоразово оплачивается при постановке автомобиля на учет в Австрии, зависит от расхода топлива и выбросов СО2 (их возьмут из Einzelgenehmigung). Как рассчитывается - лучше почитать по ссылке, если кратко, то (Р-3)*2% от стоимости автомобиля (для бензиновых двигателей), где Р – средний расход на 100 км. Плюс есть бонус/малус от выбросов СО2 и NO2.

Стоимость для новых автомобилей берется из данных счета-фактуры, для б/у - необходимо предоставить оценку по EuroTax  (EuroTaxBewertung).

Расчет проводится в соответствующем месту проживания отделении Finanzamt'а, поиск  здесь.

Необходимые документы:
1. Формуляр NoVA 2.
2. Einzelgenehmigung.
3. Контракт на покупку, счет-фактура.
4. Meldezettel.
5. Личные документы заявителя: паспорт, виза.
6. EuroTaxBewertung.

В целом процесс не сложный, предварительный термин получать не нужно, все делается сразу. Оплачивать лучше на месте сразу же наличкой (по крайней мере, в нашем отделении есть и касса), т.к. сотрудник сразу внесет данные об оплате в базу и можно переходить к следующему этапу, а счет для оплаты в банке приходит по почте в течение 10 дней, и весь процесс затягивается.

Из интересного: в нашем счете-фактуре, естесственно, сумма за автомобиль выражалась в национальной украинской валюте - гривне. Первый раз, когда мы хотели выяснить список документов, нам сообщили, что нужна официальная справка из любого банка о курсе на день покупки, а на практике - записали и пересчитали просто с наших слов (мы выяснили в банке, но без справки). Конечно, если бы цена разительно отличалась от реальной, нам бы просто так не поверили. В итоге у нас размер NoVA составил 1240 евро.


Оформление страховки и постановка на учет

Для того, чтобы поставить автомобиль на учет (Kfz-Zulassung), необходимо оформить обязательную страховку - Haftpflichtversicherung, стоимость которой состоит из фиксированной части (motorbezogene Versicherungssteuer), которая определена законодательно и зависит от мощности двигателя, и страховой премии (Prämie), которая рассчитывается исходя из категории, присвоенной владельцу (Stufe) по актуальным ставкам страховой компании. Обычно начинающим и приезжим дают категорию 9 с наиболее высокой премией. В каждый безаварийный год категорию опускает на одну, в каждый аварийный - поднимают на 3.

Страховку можно оформить в любой страховой компании, но как правило, фирмы, которые занимаются постановкой автомобилей на учет (Zulassungsstelle), сотрудничают со страховыми, даже с несколькими сразу, и смогут сделать несколько предложений. На всякий случай мы поспрашивали в нескольких Zulassungsstelle, какие у них условия. В одной из них даже сказали, что они страхуют только автомобили, владелец которых имеет права европейского образца(!). В общем, везде свои "заморочки".

Мы пошли к знакомому страховому агенту, у которого страховали съемную квартиру. Еще до перевоза автомобиля он посоветовал взять из украинских страховых справки о количестве безаварийных лет вождения, сказав, что в некоторых страховых здесь это даст возможность понизить категорию. Максимальный период по справке получился у моего мужа, т.к. он был ранее вписан в техпаспорт автомобиля отца. Но наша машина зарегистрирована на меня, поэтому просто так учесть его справку для понижения Stufe нельзя было. Агент сразу же предложил решение: просто оформите договор купли-продажи, тогда и техпаспорт можно будет оформить на мужа. Но мы вспомнили самое начало пути, таможенное оформление и запрет на продажу.. К счастью, все решилось еще проще: в Австрии, как и в Украине, можно "вписать" любого в техпаспорт. Только в Украине это "имеет право управления", а здесь - с пометкой "Weitere Zulassungsbesitzer", дословно - "дополнительные владельцы разрешения". Страховой этого оказалось вполне достаточно, а в Zulassungsstelle это сделали без проблем, нужно только личное присутствие "вписываемого" либо доверенность от него.
В результате по 4й категории за страховку мы заплатили 865 евро, что очень хорошо по сравнению с 1100-1200 по 9й.

Агент также предложил тут же пойти в Zulassungsstelle, находящуюся напротив его офиса, чтобы до конца оформить автомобиль, т.к. ему нужно вписать в документы номера, которые мы получим. Мы согласились сходить узнать, несмотря на то, что мы уже несколько раз общались с фрау в другой Zulassungsstelle, ближе к нашему месту жительства, и обсуждали с ней вопросы оформления и необходимые документы. Здесь нас ждал сюрприз: мужчина объяснил, что хотя договора с Украиной по "автоматическому" снятию машины с учета у них нет (как со странами Евросоюза, когда они отправляют номера и заявку о снятии с учета почтой), но он обязан забрать у нас украинские номера, а мы обязаны решить вопросы по снятию сами, имея лишь техпаспорт на руках. Мы себе живо представили процесс снятия с учета в ГАИ автомобиля с украинским ТП и австрийскими номерами.. даже страховой агент понял, что это глупо и тут же попрощался с сотрудником Zulassungsstelle. Сказал - буду рад, если у вас все получится в другом месте.

С документами, выписанными агентом, мы отправились в "нашу" Zulassungsstelle. Сразу предупредили сотрудника (на этот раз там сидел мужчина) о "вписании" мужа и о том, что не хотим расставаться с украинскими "реквизитами". Его ответ был: без проблем, у вас есть все нужные для оформления в Австрии документы, все остальное ерунда ("Sonst ist es mir Wurscht." :)).

Необходимые документы:
1. Личные документы обоих "вписываемых": паспорта и визы (у нас взял и отксерил только RWR-карты).
2. Meldezettel.
3. Einzelgenehmigung.
4. Контракт на покупку, счет-фактура.
5. Можно еще взять документы об оплате NoVA, хотя у них есть доступ к этой базе данных и они это проверяют сами.

Стоимость оформления - 185,25 евро.
Нам тут же выдали номера, желтую бумажку - техпаспорт (Zulassungsbescheinigung) и наклейку на лобовое стекло с датой прохождения следующего техосмотра (§57a-"Pickerl" Begutachtung).
Мы заплатили еще 19,80 за зеленый пластик (Scheckkartenzulassungsschein), который пришел по почте двумя неделями позже.

Отсканированный Zulassungsbescheinigung отправили страховому агенту, чтобы показать "вписание" нас двоих и чтобы он мог указать в своих бумагах новые номера автомобиля.

Счастливые, мы шли домой с двумя прямоугольными металлическими табличками, бумажной желтой книжечкой и прямоугольно-закругленной наклейкой. :)


Итого: общие затраты времени и денег:
1. Таможенное оформление - 120 евро, полчаса на Brehmstraße, час в гавани (MUNDUS Spedition GmBH)
2. Technisches Datenblatt - около 120 евро и около недели (зависит от дилера), можно заказать заранее
3. Typisierung - 3-4 недели ожидания, час на месте, 154 евро
4. NOVA - полчаса в финанцамте, примерно по формуле (расход - 3)*2%*(стоимость) - см. выше.
5. Страховка - час на выбор и оформление, стоимость сильно зависит от машины и стажа (около 1200 в год для средней легковушки, но можно платить помесячно)
6. Получение техпаспорта и номеров в Zulassungsstelle - полчаса, 185 евро
7. Пластиковый техпаспорт - неделя ожидания и 20 евро

Итого NOVA + 600 евро за перерегистрацию машины. Страховка отдельно, так как это не часть "перерегистрации", ее платить придется и в случае покупки машины в Австрии. Справедливости ради, (6) и (7) тоже применимо при покупке машины в Австрии :)
По времени если не торопиться - то можно вложиться в 2 месяца. А зачем торопиться, если в отведенный законом месяц вложиться все равно нереально. :)

Tags: Австрия, Импорт автомобиля
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments